И снова о воровстве скота среди инородцев

На протяжении веков енисейские казаки жили по соседству с «инородцами», как их тогда называли. Очень часто можно встретить публикации как казаки пасли свой скот на землях инородцах, не разрешали им ловить рыбу вблизи своих станиц и другим способом притесняли местных жителей. Но почему-то не пишут о массовом явлении того времени и страшном пороке – воровстве скота среди инородцев. В сообществе «Станица Таштыпская», мною был ранее (04.06.2011г.) размещен материал «Они пришли в Таштып вслед за первыми поселенцами» в котором сообщалось что с 1780 по 1890 год у казаков станицы Таштыпской было похищено инородцами 45 лошадей и 25 единиц другого скота. Но прошло больше 110 лет с того времени и ничего не изменилось. В Минусинском уезде воровство скота друг у друга среди инородцев процветало. Все ниже сказанное относится и к населенным пунктам, расположенным в окрестностях Таштыпа. На заседании Минусинского уездного комитета 21 ноября 1902 г. был заслушан доклад инородца Абаканской Инородной Управы Г. П. Чаркова. Его прилагаю в том виде, в котором он был записан в протоколе заседания. Возможно, что некоторые географические названия могут быть написаны с ошибками. Доклад частного инородца Абаканской Инородной Управы Г. П. Чаркова о краже лошадей и рогатого скота среди инородцев В хозяйственной промышленности инородцев ничто так пагубно не действует, как кража лошадей и рогатого скота. Среди Аскызской и Абаканской Инородных Управ кража достигла для местных жителей до ужасающих размеров. Примеры: года два тому назад, у имевших лошадей инородцев по 3 и 4 табуна, сейчас остается по одному табуну, оставших стараются распродать хозяева. Такой пример по речке Бее, впадающей в Уйбат, у Полита Багдата Сарыгбамовых. По той же речке у многих других, имевших по одному и по два табуна, сейчас не одной кобылицы не имеют. Во избежание подобных краж, многие из коневодов, как то: Аевы, Орешковы и многие другие стараются свое коневодство уничтожить. Я и И.Н. Саражаковы, И.А. и И.Ф. Чарковы угоняют пасти за 150 верст от своих степей, чтобы дальше пасти от воров. В эти годы стали красть и рогатый скот; мне известны примеры: у Амаланова, живущего по речке Бюде, и по Бее у С. Данилова почти всех коров с мелочью поугнали нынешний год, имели штук по десять. Единичные случаи краж сплошь и рядом. Крадут большей частью у бедных, беззащитных, оставляя во многих случаях пешком или без скотины. Такому распространению краж способствовало халатное отношение судей Инородческой Аскызской управы, частью по боязни мщения воров. Сейчас сотни дворов ведомства Аскызской Инородной управы по речкам Уйбата, Бея, Сырам и по Бозе занимаются и существуют только краденными в течение месяца, без сомнения тысячи случаев краж, а из них и десятки, кажется, не бывают наказанными. Сейчас войти если в положение воров и мирных жителей, то воры живут далеко беспечнее, так как им есть, где красть, среди своей орды. Они такое мнение даже выражают, что если из ближних к ним у населения лошадей, скот окончится, то будут красть ездить дальше, что в прочем сейчас и творится: с Уюсинской стороны из деревень пригоняют целые табуны и перерезают в 1 и 2-х улусах. Если не воровать им, то нечем жить, так как приход от того, что имеют далеко ничтожен против расхода. Со стороны приобрести копеечку почти негде, да и народ этот непривычен к труду, а привык к легкой добыче куска путем кражи. По моему мнению, принять бы следующие меры: по Тее, Есе и Теренсугу, образовать бы деревни и над ними поставить бы начальствующее лицо в роде урядника и установить бы обязательное хлебопашество в возможном для них размере. На продаваемое ими имущество было бы обязательно иметь документ, хотя бы в виде удостоверения, что такая-то вещь продается таким-то. Суд бы устроить по возможности, меньших степеней, чем сейчас на 2-ой же степени простые кражи и долговые обязательства решались бы окончательно и приводились бы к немедленному исполнению. На этой 2-ой степени желательно иметь судей из 3-х лиц, двух по выбору инородцев, а 3-го с юридическим образованием; обвинять бы по убеждению. При таких порядках вполне доказанного вора переводить бы в крестьянское сословие, в этом же уезде приписывать бы к деревням и чтобы со своими одноплеменниками не обращались не в коем случае, в противном случае, тогда только наказывать бы телесно.

Автор:  Материал подготовлен Владимиром Паршуковым, г.Ульяновск

Возврат к списку